В 2024 году российский рынок облачных SaaS-решений продолжил демонстрировать уверенный рост, однако не все его направления показали положительную динамику. Об этом свидетельствует проведённое аналитиками сервиса «МойСклад» исследование.
В число наиболее быстрорастущих SaaS-сервисов в России вошли решения для коммуникаций в мессенджерах и чатах, автоматизации бизнес-процессов транспортных и строительных компаний. Активно в прошлом году развивались облачные сервисы, предназначенные для управления репутацией и обработки отзывов, маркетинговыми проектами, персоналом, гостинично-ресторанной сферой.
Среди столкнувшихся с падением спроса оказались сервисы для аналитики и продаж на маркетплейсах (основные причины: сокращение продавцов на этих платформах, развитие собственных личных кабинетов маркетплейсов и ужесточение конкуренции). Также с потерей позиций столкнулись сервисы телефонии, что обусловлено ростом популярности мессенджеров и нежеланием молодого поколения использовать традиционные звонки для связи.

Рейтинг российских SaaS-сервисов по выручке за 2024 год (источник изображения: пресс-служба сервиса «МойСклад» / moysklad.ru)
Лидерами российского рынка SaaS в 2024 году, по данным аналитиков «МоегоСклада», стали сервисы «Яндекс 360», «Битрикс24», Travelline, Iiko и Smartway. Методология рейтинга составлена на основе данных годовой выручки из финансовой отчётности организаций за 2024 год. В него попали работающие в сегменте SaaS компании, чей годовой оборот превысил 200 млн руб. Рейтинг составлен с использованием метрик, включающих рост выручки, прибыльность и динамику за последние пять лет.
В текущем году, согласно прогнозам экспертов, отечественный рынок облачных SaaS-решений продолжит рост, чему в немалой степени способствует тенденция импортозамещения зарубежного ПО: «Уже сейчас мы видим интерес к таким продуктам, как управление проектами, интерактивные доски, автоматизация бизнес-процессов и клиентской поддержки. Малый бизнес растёт как по количеству компаний, так и по оборотам, поэтому запрос на автоматизацию процессов увеличивается. Кроме того, маркировка товаров, онлайновая торговля, кассы заставляют предпринимателей автоматизировать торговлю — всё это в совокупности положительно сказывается на развитии разработок класса SaaS и расширении их ассортимента».
Источник: