В рамках саммита RISC-V 2024 компания NVIDIA поделилась любопытной статистикой — за год в составе GPU и других ускорителей она отгрузила более 1 млрд ядер RISC-V собственной разработки, передаёт TechPowerUp. Они входят в состав GSP (GPU System Processor), который отвечает за управление GPU и иные служебные функции. В состав GSP входит от 10 до 40 ядер, в зависимости от сложности чипа, которым он управляет.
Компания переключилась на разработку нового GSP на базе RISC-V в 2016 году. До этого более десяти лет NVIDIA использовала для GSP проприетарный процессор Falcon, возможностей и гибкости которого со временем стало не хватать. Вместо покупки и доработки готовых ядер от сторонних вендоров (Arm, MIPS, Synopsys ARC) или попыток улучшить Falcon, компания решила обратиться к открытой архитектуре RISC-V и к настоящему моменту разработала три типа ядер.
Так, NV-RISCV32 представляет собой самое простое 32-бит ядро без внеочередного исполнения, работающее на частоте до 1,8 ГГц и имеющее производительность до 1,8 CoreMark/МГц. NV-RVV является NV-RISCV32 с 1024-бит векторными расширениями. А NV-RISCV64 — это уже более серьёзное 64-бит ядро с поддержкой внеочередного исполнения и SMP, частотой 2 ГГц и производительностью 5 CoreMark/МГц. Кроме того, NVIDIA разработала более 20 расширений ISA под специфические задачи.
Впервые GSP на базе RISC-V появился в поколении Turing в 2018 году. Сейчас GSP отвечает за управление питанием и ресурсами ускорителя, безопасность, межчиповое взаимодействие, управление видеокодеками, вывод видео, работу с NVDLA и т.д. Google выбрала похожий путь — в её ИИ-ускорителях TPU используются ядра SiFive. Впрочем, сейчас есть уже и «большие» ИИ-ускорители, построенные исключительно на ядрах RISC-V: Meta✴ MTIA первого и второго поколений, InspireSemi Thunderbird, Tenstorrent Wormhole и Grayskull, а также Esperanto ET-SoC-1 и ET-SoC-2.
Источник: