Силами центра аналитических продуктов VK Predict, входящего в группу VK, создана платформа для автоматического создания ML-моделей и работы с ИИ-решениями без глубокого знания информационных технологий. По данным Forbes, AutoML-платформа поможет выстроить стратегии развития, станет подспорьем маркетологам и позволит обучать ИИ-модели с компаниями-партнёрами без обмена закрытыми данными — на основе федеративного обучения. При этом ставка сделана на неспециалистов.
Запускаемая VK платформа, например, позволяет оценивать бизнес-аналитикам рыночные позиции компании, выстроить стратегию развития бизнеса, решать маркетинговые задачи от сегментации аудитории до выявления самых рентабельных клиентов. Платформа подходит для прогнозирования показателей, сортировки данных по группам, включая формирование прогноза выручки той или иной торговой точки или сортировки пользователей по разным критериям. Платформу можно будет использовать в реальных проектах, для дополнительного обучения модели на базе новых источников и сведений. Далее появятся и другие возможности, включая тонкую настройку ИИ-моделей.
Важной особенностью новой платформы является возможность совместного обучения компаниями общих ML-моделей с вертикальным федеративным обучением. Компании смогут использовать для обучения собственные датасеты, но обмен осуществляется только зашифрованными промежуточными данными — такая схема подходит для компаний разного профиля, включая бизнесы, действующие в сфере интернет-торговли и финтеха. Например, так можно рассчитать эффект от партнёрского маркетинга с общей аудиторией (в связке производитель-ретейлер).
Автоматизации способствует поддержка принципа Low-Code. Целевой аудиторией для платформы считаются любые проекты, имеющие потребность в автоматизации работы с массивами данных, причём в компаниях могут работать специалисты без знаний в области Data Science. Впрочем, такая платформа хорошо подойдёт и экспертам в IT, желающим сэкономить время.
В VK утверждают, что использование AutoML позволит в разы быстрее внедрять ML-модели, чем раньше. Монетизировать её планируется как по подписке в формате Self-Service, так и продавать в виде ядра для IT-отделов крупных компаний. По некоторым данным, в первом случае речь может идти о сумме от 250 тыс. руб./мес. Кастомизированное решение в варианте on-premise может стоить от 10 млн рублей за проект, без учёта оплаты поддержки и сопровождения.
Эксперты сходятся в том, что подобные платформы вряд ли полностью заменят специалистов Data Science. При этом они смогут оказать им немалую помощь и ускорить вывод ML-моделей на рынок. Опрошенные Forbes эксперты отметили, что AutoML-платформы уже давно и активно применяются в крупных компаниях. Отечественные инструменты такого класса предлагааются в Yandex DataSphere, у «Сбера» есть фреймворк LightAutoML. Также используются открытые решения AutoGluon или FEDOT.
Источник: