Авторы «Стратегии развития отрасли связи в РФ на 2024–2035 годы», по сообщению газеты «Коммерсантъ», предлагают ввести так называемый «налог на трафик» для интернет-компаний, создающих основную нагрузку на сети передачи данных. Предварительный вариант документа подготовлен Минцифры совместно с операторами связи.
Предполагается, что владельцы крупных веб-площадок будут заключать с российскими операторами коммерческие договоры о пропуске трафика. В случае утверждения новые правила затронут отечественные онлайн-кинотеатры, а также такие зарубежные платформы, как YouTube, поисковик Google, мессенджер WhatsApp и многие другие.
Вместе с тем, как отмечается, под действие «налога на трафик» не подпадут сервисы, входящие в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Это, в частности, социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», службы «Яндекса», а также видеохостинг Rutube, принадлежащий «Газпром-медиа холдингу» (ГПМХ). Таким образом, полагают участники рынка, инициатива направлена прежде всего на получение отчислений от зарубежных интернет-компаний.
С другой стороны, говорят эксперты, в России нет законодательного механизма, который позволил бы собирать с иностранных фирм «налог на трафик», а создать его вряд ли получится. Кроме того, попытки получить отчисления от компаний, разворачивающих на инфраструктуре операторов свои сети доставки контента (CDN), могут привести к разрыву сотрудничества. А это негативно отразится на качестве сервисов для конечных пользователей.
«Очевидный вариант — блокировка зарубежного сервиса в РФ. Но сейчас, например, несмотря на то что юрлицо Google в РФ банкротится, а компания получила оборотный штраф 21,8 млрд руб. за отказ удалить запрещённый контент, сервисы Google в РФ не блокируют, поскольку полноценных аналогов нет», — приводит «Коммерсантъ» заявления участников российского IT-рынка.
Источник: