Как сообщает «Коммерсантъ», российским IT-разработчикам не удалось компенсировать потери от закрытия западных рынков работой в ближнем зарубежье и «дружественных» странах Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии (ЮВА). Более того, по оценкам аналитиков, в 2023 году падение IT-экспорта ускорилось, снижение составило 44–47 %, до $3,1–3,3 млрд с $5,8 млрд в 2022 году.
Наибольшую роль в экспорте российских IT-решений сейчас играют традиционные рынки ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Беларусь) и Ближний Восток (в первую очередь ОАЭ), сообщил технический директор «Яков и партнеры Digital». По его словам, в странах Персидского залива пользуются спросом AI/ML-решения. Он отметил потенциал экспорта IT-услуг в страны Африки и Латинской Америки, а также в Индию, но там пока по факту объём заказов пока невелик.
Отмечается спрос на российские решения в области кибербезопасности, распознавании лиц и «обеспечении общественной безопасности в рамках систем умного города». Так, VisionLabs и NtechLab в 2022 году увеличили выручку на 30–35 %, в том числе благодаря проектам на Ближнем Востоке, в ЮВА и СНГ. ГК «Солар» отмечает рост интереса со стороны госсектора и крупных корпоративных заказчиков в Центральной и Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Азербайджане и Беларуси. О росте спроса на рынках Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона сообщили в «Лаборатории Касперского». Positive Technologies также развивает зарубежное направление работы.
Есть возможности роста в Турции, отмечают собеседники издания. TrueConf отметила рост спроса в Индии, на Кубе, Ближнем Востоке и в Мьянме, а VideoMost подписала новые контракты в ОАЭ и продлила соглашения во Вьетнаме и Японии. Вместе с тем, по словам источника «Коммерсанта», санкции могут сыграть и позитивную роль, поскольку под давлением российская IT-инфраструктура продолжает устойчиво работать, что видят потенциальные заказчики.
Как утверждают собеседники «Коммерсанта», работа за рубежом сопряжена с издержками, от открытия юрлица до затрат на продвижение продуктов. Кроме того, усложнилось ведение финансов и инвестирование. Один из собеседников отметил, что для продвижения российских IT-продуктов за рубежом требуются «миллиарды рублей или сотни миллионов евро ежегодно на одну компанию, но результат будет заметен только через 3–5 лет». По его словам, на рынке нет «кого-то, кто был бы готов делать это», а государство финансово поддерживать экспорт вряд ли будет. При этом российские компании пока всё так же будут заняты импортозамещением внутри страны.
Источник: